Статьи

Эволюция лесных машин: харвестер

Несмотря на старания лучших конструкторов таких именитых производителей лесной техники как John Deere, Ponsse, Komatsu, Caterpillar и десятков других, придумать для лесозаготовки что-то эффективнее харвестера не удается на протяжении уже нескольких десятилетий.

Расширяется модельный ряд, одни харвестеры становятся тяжелее, другие легче и компактнее, чтобы работать в густом молодом лесу. Но принципиально сама машина и технология сортиментной заготовки остаются неизменными.

Хотя, конечно, прогресс не остановился на месте. В последние годы крупнейшие машиностроительные заводы лесного профиля работают над совершенствованием отдельных узлов, гидравлики и особенно электроники. Шагнул вперед и дизайн. Чего стоит по настоящему «космический» облик PONSSE Scorpion.

Эра харвестеров началась в 70-х годах прошлого века во многом благодаря финским и шведским инженерам. В это время на промышленных заготовках уже довольно широко использовались форвардеры с гидроманипуляторами. Они должны были заменить около 250 тыс. лошадей, в 60-х годах прошлого века они все еще работали на делянках. Но еще важнее было отказаться от низкопроизводительного и дорогого труда вальщиков. Лесопромышленники готовы были эти деньги направить на технику нового поколения.

Первые харвестеры были созданы на базе форвардеров, которые на тот момент имели много узлов от обычных сельскохозяйственных тракторов. Вначале они могли лишь валить деревья. Раскряжевка проводилась вручную. Но вскоре была разработана сучкорезная машина, или процессор Пика 50. Он и стал прототипом первого харвестера. В то время финны уже выпускали серию лесных машин с прогрессивными на тот момент гидротрансформаторами и коробками скоростей с гидромуфтами. На подходе в конструкторских бюро был тандемный мост для тяжелой лесной техники. Он позволил увеличить грузоподъемность машин в несколько раз.

В Беларуси харвестеры стали использоваться для промышленной заготовки леса лишь в 2008 году, когда партия из 11 машин «АМКОДОР-2551» централизованно поступила в лесхозы. Конечно, это были еще довольно сырые машины. «Амкодор» начал выпускать их лишь в 2006 году. Но главная сложность была психологическая — лесозаготовители были не готовы отказаться от ручной валки, которая на тот момент казалась более дешевой и привычной. Неподъемной казалась и цена харвестера, за которую бригаду лесорубов можно было содержать несколько лет. Не сразу прижились и форвардеры, их по старинке пытались заменить более дешевыми тракторными тележками (МПТ). Хотя, этих рабочих лошадок, как их называют лесозаготовители, до сих пор работает в лесу боле 1,2 тысячи.

Лишь в середине 2000-х годов пришло понимание того, что будущее лесозаготовки за многооперационной техникой. В настоящее время в лесхозах Беларуси работает почти 200 харвестеров и около 300 форвардеров. Десятки машин есть и у других лесозаготовителей. В результате с начала года харвестерами заготовлено более 6,3 млн кубометров древесины, это каждый второй кубометр.

Но важен не только физический объем. Харвестеры занимают свою нишу на рубках ухода. Для их проведения широко используются машины «Амкодор-2541» и более компактный харвестер «Амкодор-2531». Более 70 шведских мини-харвестеров «Vimek» для проведения рубок ухода и прочих рубок в молодняках будет закуплено в конце 2016 начале 2017 года.

 

 Игрушка для лесозаготовителя

  
 
Харвестеры на дистанционном управлении в свое время казались революционным изобретением. Идея была в том, чтобы, управляя  машиной дистанционно, оператор не испытывал толчков и различных вибраций при заготовке  древесины. Скидеры на дистанционном управлении должны были исключить  участие в погрузке хлыстов второго человека. Но, несмотря на инновационность  идеи, такие машины не получили широкого распространения, а скорее стали модной  игрушкой для состоятельных европейских лесозаготовителей. Хотя, кто знает, может  быть в связи с развитием систем «автопилот» в автомобильной отрасли когда-нибудь  лесными машинами станут управлять операторы, сидя в офисе.
 

 

 Еще одной  тупиковой ветвью развития лесного машиностроения стали шагающие харвестеры.  Эти машины проектировались на волне бережного отношения к природе и по  задумке конструкторов (читай — маркетологов) должны были бережно работать на  мягких грунтах, не повреждая даже покров из мха. Но промышленникам такие «эко-  харвестеры» оказались неинтересны. Но, судя по всему, их придумали не инженеры,  а маркетологи.